ул. Пушкинская, 175А

Из семьи на старом снимке Выжил он один…: К 80-летию массового истребления евреев в Ростове-на-Дону

10 августа 2022 - 11 сентября 2022
Отдел краеведения (2 этаж)

11-12 августа 2022 года исполняется 80 лет со дня одной из самых масштабных трагедий в истории Ростова-на-Дону — массового истребления еврейского населения города в Змиёвской балке.

Этой трагической дате посвящена книжная выставка «Из семьи на старом снимке Выжил он один…: К 80-летию массового истребления евреев в Ростове-на-Дону» в отделе краеведения Донской государственной публичной библиотеки.

Выставка открывается в дни расстрела евреев в Ростове-на-Дону, но на ней представлены материалы и по истреблению евреев в других городах и станицах Ростовской области.

Первый раздел выставки экспонирует издания по истории евреев на Дону. Тема начала активно разрабатываться в конце XX века и в числе первых опубликованных основательных трудов можно назвать книгу Михаила Абрамовича Гонтмахера «Евреи на донской земле. История. Факты биографии» (Ростов-на-Дону, 1999). В предисловии автор пишет, что он не этнограф, не историк, не литератор, а всего лишь врач, родители которого заронили ему в душу зёрна любви к своему народу и интереса к его истории. Первая часть книги написана в жанре популярного историко-этнографического очерка, который позволил автору в занимательной форме наиболее полно и доступно изложить имеющуюся информацию об истории, быте, занятиях, культурных особенностях и религиозных традициях и мировоззрении евреев на донской земле.

В истории евреев после 1917 года наибольшее внимание уделено событиям гражданской и Великой Отечественной войн, в частности боям под Миус-фронтом и под Ростовом-на-Дону. В книге впервые приведён список евреев, призывавшихся в Ростовской области и погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Есть в ней и страницы, посвящённые истреблению евреев Дона немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

В конце — краткий еврейский донской биографический словарь и обширный именной указатель.

Второе издание этой книги, исправленное и существенно дополненное, увидевшее свет в 2007 году, позволяет говорить о ней как о своеобразной популярной энциклопедии жизни донских евреев. Автор, благодаря архивным фондам, литературным источникам и рассказам свидетелей, собрал новые материалы и внёс исправления и дополнения; книга увеличилась в полтора раза! А для лучшего понимания описываемых событий он даже цитирует отрывки из стихотворений различных поэтов.

На выставке также представлены два издания исследования Евгения Вениаминовича Мовшовича «Очерки истории еврее на Дону». Первое издание увидело свет в 2006 году и состоит из разделов: «История еврейского населения Ростовской области (в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нахичевани-на-Дону): античность и средневековье, дореволюционное время (XVIII в. - 1919 г.)», «XX век. Массовое уничтожение евреев на Дону в период немецкой оккупации Ростовской области (1941-1942 гг.)», « Выдающиеся личности среди еврейского населения на Дону: Ф. Гнесин, В. Хацман, братья Поляковы, С. Рысс, И. Трумпельдор, С. Шпильрейн, И. Гольман, Ф. Раневская, А. Печерский, Е. Ширман, Л. Любарский».

Евгений Вениаминович Мовшович, краевед, доктор геолого-минералогических наук, с 1991 года начал свои исследования истории еврейских общин Донского края. С 1999 года публиковался в «Донском временнике», часть его публикаций представлена на выставке. Это «Еврейские кладбища Ростова-на-Дону - исторические памятники ( Год 1999-й), «Хасиды на Дону» (год 2000-й), «Холокост в Ростовской области: уничтожение евреев на Нижнем Дону и в Восточном Приазовье» (Год 2002-й») и другие. Есть так же 2 статьи о себе — «Евгений Вениаминович Мовшович»: [ведущий геолог Ростовской геолого-разведочной экспедиции, краевед о себе] (Год 2001-й) и «Как я заинтересовался евреями» (Год 2011-й), которые также представлены на выставке.

Этот раздел выставки включает в себя также книги Танхи Отерштейна «Евреи Таганрога» (1 и 2 издание). Здесь же представлена книга Виктора Файна «Школьная дорога, опалённая войной: документальная повесть», изданная в Москве в 2012 году. Глава из неё «Беженцы» рассказывает об эвакуации из Ростова-на-Дону в октябре 1941 года через Зимовники Ростовской области и судьбе дедушки и бабушки, расстрелянных немцами в Таганроге.

Монография «Миллеровский район в годы Великой Отечественной войны», написанная братьями Андреем Сергеевичем, Александром Сергеевичем и Константином Сергеевичем Беницкими, уделяет внимание антисемитской политики фашистского режима в главе «Преступления против гражданского населения Миллеровского района».

Второй раздел выставки посвящён трагическим событиям лета 1942 года.

25 июля 1942 года Ростов-на-Дону был полностью захвачен немецкими войсками. А уже 4 августа 1942 года оккупационные власти города приказали всем евреям зарегистрироваться до 10 августа. Но, по данным немецкого командования, этот приказ выполнило всего 2 тыс. евреев. 5-6 августа 1942 года были посланы пленные красноармейцы рыть большие ямы (размером 5 х 7 м и глубиной 3 м) и рвы близ пос. 2-я Змиёвка на северо-западной окраине города, в балке Змиёвской на правом берегу реки Темерник, за Зоопарком и Ботаническим садом. После 8 августа 300 военнопленных было расстреляно в вырытых ими рвах и ямах.

9 августа 1942 года в издававшейся управлением бургомистра города Тикерпу газете «Голос Ростова» было опубликовано воззвание некоего совета еврейских старейшин во главе с доктором Лурье от имени шефа зондеркоманды СС 10-а д-ра Герца к еврейскому населению города. В нём требовалось явиться к 8 часам утра 11 августа на шесть сборных пунктов для организованного их переселения в особый район. Там они якобы будут находиться под защитой немецких властей, которые не могут в противном случае гарантировать предотвращение случаев нападения неевреев на еврейское население, имевших место в последнее время.

С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200 человек к поселку 2-я Змиёвка, жителей которого обязали покинуть на время свои дома (но некоторые спрятались и стали свидетелями казни евреев). Здесь полицейские — бывшие советские граждане в качестве подручных немецких руководителей расстреливали взрослых (часть была уничтожена в душегубках, вмещавших по 50 человек), которых предварительно заставляли раздеться догола. Детей отравляли, смазывая им губы сильнодействующим ядом. В его применении участвовали и изобретший его д-р Г. Герц, исполнявший обязанности шефа зондеркоманды СС 10-а. Свидетели впоследствии показали, что еще через 2-3 дня после расстрелов слышали стоны заживо погребённых людей в Змиёвской балке.

На выставке представлен фотоальбом «Дон в годы Великой Отечественной войны», изданный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, совместный труд Комитета по управлению архивным делом Ростовской области, Государственного архива Ростовской области, Центр документации новейшей истории Ростовской области и Южного научного центра Российской академии наук.

Статья Татьяны Георгиевны Курбат «Уничтожение немецко-фашистскими захватчиками еврейского населения Ростовской области (1941-1943 гг.)», опубликованная в сборнике «Коренной перелом в Великой Отечественной Войне: к 70-летию освобождения Дона и Северного Кавказа : Материалы Международной научной конференции в Ростове-на Дону 6-7 июня 2013 года», проведенной   Институтом социально-экономических исследований Южного научного центра Российской Академии наук» - это первая научная публикация, посвящённая теме Холокоста в Ростовской области.

Учёными этого же института в последние годы выпущено ряд исследований, по истории Великой Отечественной войны, в которых находит отражение и тема истребления еврейского населения Ростова и Ростовской области немецко-фашистскими оккупантами в годы великой Отечественной войны.

На выставке демонстрируются, в частности монографии « Миус-фронт в Великой Отечественной войне», «Война. Юг. Перелом. (лето 1942 - осень 1943 гг.)», в которой была опубликована карта с указанием места истребления и количества жертв. Тема уничтожения еврейского населения находит отражение и в ежегодных конференциях по истории Великой Отечественной войны, проводимых Южным научным центром.

Одним из главных обвинительных документов можно считать книгу В. В. Смирнова «Ростов под тенью свастики», кстати, некоторые главы этой книги, посвящённые второй оккупации Ростова, впервые были опубликованы в «Донском временнике».
Во время оккупации волею судеб над огромным количеством людей был поставлен жестокий эксперимент. Люди из одной тоталитарной системы за короткое время попадали в другую, прямо противоположную по своей пропаганде и идеологическим установкам. Ещё вчера страшно даже было подумать что-то плохое о Сталине, а сегодня на заборах и стенах висели карикатуры на него. Ещё вчера красовались плакаты с красноармейцем, утверждавшим, что ни пяди родной земли мы врагу не отдадим, а сегодня бравый немецкий солдат разгонял красноармейцев сапогом под зад. Что происходило в душе человека? Как переживал он эту фантастически изменившуюся реальность?
Люди были брошены на произвол судьбы. Приходилось выживать в невероятно трудных условиях. Конечно, были герои, бравшие в руки оружие. Но большинство людей вынуждено было выживать, опираясь на собственные силы. Некоторые ломались, не выдерживали таких испытаний. Одни надеялись на освобождение, другие теряли эту надежду. Приспосабливались ко всему. Не будем спешить осуждать тех, кто проявил слабость, кто думал только о себе и своей семье. Но проклянем тех, кто выдавал невинных людей из-за мести, злобы, шкурнических интересов, за господскую подачку к холуйскому столу. Кто добровольно служил палачам, проявляя при этом еще и рвение. Поклонимся тем, кто выстоял в этом аду, кто был предан Родине, хотя бы тем, что не забыл о ней в тяжелую годину.
Ростов-на-Дону входил в число городов, наиболее пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Фашисты расстреляли 40 тысяч мирных жителей, 53 тысячи угнали в Германию. Материальный ущерб исчислялся громадной суммой — 3 миллиарда 100 миллионов рублей. Были разрушены почти все промышленные предприятия, культурно-бытовые учреждения, около 12 тысяч домов было уничтожено полностью. О том, как же жили люди в оккупированном городе, рассказывают очевидцы событий.
«Решение» еврейского вопроса» — так называется глава из книги ростовского историка Василия Вареника «Ростов и ростовцы: кн. 2: После 1917 года» и рассказывает она о событиях августа 1942 года по воспоминаниям очевидцев.
Говоря о тысячах уничтоженных в эти 2 дня евреев, нельзя пройти мимо имени самой известной на сегодня жертвы трагедии в Змиёвской балке — это Сабина Шпильрейн, одна из первых последовательниц учения о психоанализе, на долгое время забытая бывшая ученица Юнга и Фрейда.
На выставке представлен сборник «Сабина Николаевна Шпильрейн: над временем и судьбой», изданный в 2004 году в Ростове-на-Дону, в котором есть статьи, рассказывающие и о последних днях жизни Сабины в Ростове-на-Дону.
Здесь так же номер «Северо-Кавказского психологического вестника» за 2015 год (№ 13/4), часть публикаций которого посвящена основным вехам жизни Сабины Шпильрейн.  

На выставке помимо исторических исследований стоит роман Джонатана Литтелла «Благоволительницы», переведённый на 19 языков мира и удостоенный во Франции наиболее престижными литературными наградами: Большой премией Французской академии и Гонкуровской премией. Роман написан от лица офицера СС по имени Максимилиан Ауэ и охватывает период с начала военных действий в Советском Союзе в 1941 году до падения Берлина. Ауэ получает назначение в айнзацгруппу, которая действует на Украине, хотя большую часть времени Ауэ является наблюдателем, а не непосредственным участником событий. В числе прочего, рассказчик описывает массовые убийства евреев в Житомире и в Киеве. Ростов тоже упоминается в романе, но мельком. Зато очень подробно описана технология уничтожения еврейского населения, то есть усовершенствование технологии от Житомира до Бабьего Яра, когда немецкая педантичность была применена при исполнении «акции» и было принято решение экономить места в вырытых траншеях и не тратить пули или газ для умерщвления детей.

Единственная газета, которая представлена на выставке – копия страницы «Комсомольской правды» от 13 марта 1943 года, посвящённая зверствам немецко-фашистских оккупантов в Ростове-на-Дону. Это исторический документ, в котором нет слов «евреи» и «Холокост», жертвы называются «мирными жителями города Ростова», но по нескольким фамилиям, указанным в этом документе, рассказывающем о расстрелах в Змиёвской балке, становится ясно, о каком именно мирном населении идет речь.

Последний раздел выставки посвящен памяти о событиях 11-12 августа 1942 года в Ростове-на-Дону и следующий документ непосредственно связан с публикацией статьи «Зверства немецко-фашистских людоедов в Ростове-на-Дону», опубликованной в «Комсомольской правде». Это письмо от 15 марта 1943 года поэта Евгения Долматовского своей матери, опубликованное в сборнике «Были : записки поэта» (Москва, 1982) :

Дорогая мама, сегодня к нам пришла свежая «Комсомольская правда» (от 13.3) а в ней напечатан материал Совинформбюро «Зверства немецко-фашистских людоедов в Ростове-на-Дону». Надо думать, что и в других газетах будет опубликован акт и ты его прочитаешь или уже прочитала. Там сказано, что в районе Ботанического сада и зоопарка производились массовые расстрелы, а детей травили, дав им на губы яд. Погибло, по неполным данным, 15-18 тысяч человек. На второй колонке перечислено несколько имён погибших, и среди них наш дядя Евсей, твой старший брат.
Я пишу тебе, мама, чтобы выразить тебе своё сочувствие в нашем общем очередном горе. Чем мне и как утешить тебя — не знаю. Я хорошо помню его добродушно-грубоватое обращение со мной и с Юркой, когда мы были маленькими, помню его лицо — вы все очень похожи друг на друга. В акте рассказано о твоём Ростове, разрушенном с бессмысленной жестокостью. Впрочем, я не считаю правильным, когда пишут о жестокости фашистов, что она бессмысленна: они прекрасно понимают, что творят, у них есть свой смысл — они видят в нас свою историческую гибель, так же как мы, борясь с ними, спасаем будущее. Ты пишешь, что я ожесточился. Да, я ожесточился, но не озверел, не думай, пойми мои стихи правильно — сейчас мы не имеем права считать фашистов людьми.
После Сталинграда у меня как-то странно притупились все чувства — наверное, от усталости. Но вот я прочитал о ростовском расстреле, и хотя неизвестно, сколько ещё наших ростовских родственников и знакомых в числе 18 тысяч, всё равно я силен и бодр и каждая моя строчка будет воевать не только за себя, теперь и за их память. Я рад, что косвенно, а всё же участвовал в освобождении твоего родного Ростова — без Сталинграда не было бы и Ростова. Мне очень жаль, что счастливая весть об освобождении Ростова принесла тебе и горе. Твой сын.
Дядя Евсей, о котором пишет Евгений Аронович — это Моисей Меерович Ингал (1879–1942), старший брат матери поэта Аделлы Мееровны (Адели Марковны) Ингал, проживал в Ростове-на-Дону, на улице Шаумяна, 112, был известным врачом-терапевтом. В документах «Чрезвычайной Государственной комиссии… по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» приводятся показания очевидцев подготовки немцами массового уничтожения людей:
«Ингал Моисей Маркович при посадке в машину взял свой узелок и хотел идти. К нему подбежал немец, грубо вырвал у него узелок и заставил влезть в машину. Когда доктор Ингал с трудом влез в машину и хотел выглянуть из неё, немецкий солдат настолько сильно ударил его кулаком, что у него слетела с головы фуражка. Груженые еврейским населением автомашины немцы отправляли по направлению Рабочего городка».
В этом же разделе — ещё одно письмо, которое так и озаглавлено "В Зоологическом саду 14 тысяч расстрелянных евреев Ростова" — фрагмент из письма Мануваха Мордехаевича Дадашева, уроженца Дербента и выпускника МИФЛИ, одного из участников освобождения Ростова-на-Дону, адресованного сестре — М. Азизовой (Дадашевой) и опубликованное в сборнике «Сохрани мои письма...: сборник писем евреев периода военного времени» (Москва, 2013).

«Отомстим! О зверствах фашистов в Ростовской области» - так назывался сборник, опубликованный в Ростове-на Дону в 1944 году. Это самая старая книга, представленная на этой выставке. А последним по году издания — 2020 — можно считать сборник «Великая Отечественная война в истории и памяти народов Юга России: события, участники, символы: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Ростов-на-Дону, 10-11 сентября 2020 г.)», в котором ряд статей, посвящённых истреблению евреев на территории Ростовской области. Это статьи Е. В. Курочкина «Расстрелы еврейских беженцев в Александровском районе Ростовской области в период оккупации: источники, методика и проблемы исследования», И. В. Ребровой «Преступления без памяти и наказания? Убийства детей с физическими и умственными особенностями развития на оккупированных территориях РСФСР в 1941-1943 гг.». где есть материал по Новочеркасску и уничтожению врачей-евреев, которые работали в клиниках с особенными детьми и другие.

Большинство статей сборника «История Холокоста на Северном Кавказе и судьбы еврейской интеллигенции в годы Второй мировой войны: материалы 7-й Международной конференции "Уроки Холокоста и современная Россия"», изданного в 2012 году в Москве, посвящено истреблению евреев в Ростовской области.

И, конечно же, на выставке представлены обе книги, изданные в Ростове-на-Дону и посвящённые памяти об истреблении евреев в 1942 году.

Это – сборник «Змиевская балка: вопреки», автор-составитель – Янина Чевеля, изданный в Ростове-на -Дону в 2013 году и предпринявший попытку собрать воедино все публикации о трагических событиях и опубликовать имена всех погибших в Змиёвской балке.

В 2014 году была издана «Книга памяти: мартиролог жертв Холокоста, Ростов-на-Дону, Змиевская балка, 1942 год», исследование, приуроченное к 72-летию событий 1942 года и основанное на документах из Государственного архива Ростовской области. В книге приведены имена некоторых исполнителей – офицеров зондеркоманды 10-а, а также краткая хроника событий страшного августа 1942 года. Есть здесь списки поименные списки евреев, уничтоженных в эти дни.
«Память о Холокосте в современной России» - так называется статья немецкого историка К. Винклер, опубликованная в «Донском временнике. Год 2012-й».

Кристина Винклер — во время написания статьи — магистр славистики и экономики, стипендиат Центра Стенли Бертона по изучению холокоста и геноцида университета Лестер (Великобритания) и Учебного центра имени Эрнста Людвига Эрлиха (Берлин) — в своей статье на примерах рассматривает российскую политику в отношении воспоминания о Холокосте и приводит первые результаты социологического исследования, проведённого в Ростове-на-Дону.

Как же вспоминают люди в бывших местах злодеяний об уничтожении евреев? Наблюдается ли и здесь игнорирование этой тематики? Этот вопрос автор рассмотрел на примере Ростова-на-Дону, где в августе 1942 года было совершено массовое убийство, при котором отряд зондеркоманды СС–10а (ЗК–10a) за два дня уничтожил еврейское население города.

Когда говорят о Холокосте, полном уничтожении евреев, всегда встаёт вопрос – а почему они не сопротивлялись и не бежали. И тут вспоминается имя другого ростовчанина – Александра Ароновича Печерского, человека, возглавившего единственный удачный побег военнопленных из лагеря «Собибор» 14 октября 1943 года. На выставке представлены книги Ричарда Рашке «Побег из Собибора» (Москва, 2010) и Льва Симкина «Полтора часа возмездия» (Москва, 2013).

Мемориальный комплекс в Змиёвской балке Ростова-на-Дону, посвящённый жертвам нацизма, торжественно открыли к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 1975. Сюда входит Мемориальный парк, организованный на склонах природного углубления, носящего название Змиёвской балки, и собственно мемориала, растянутого по площади. Он начинается от парадного входа в парковую зону, продолжается Аллеей скорби и заканчивается Площадкой памяти, на которой установлена скульптурная композиция «Жертвы расстрела». Об истории создания мемориала и изменениях, прошедших за последние годы, рассказывают издания, представленные на выставке.

Последняя полка посвящена сохранению памяти об истреблении евреев в Змиёвской балке Ростова-на-Дону в августе 1942 года в художественной литературе. И здесь представлены не только произведения донских авторов.

Есть стихотворение «Сторожу Змиёвской балки» Евгения Александровича Евтушенко, известнейшего советского поэта-шестидесятника, напечатанное в альманахе «Мой народ» и опубликованное на он-лайн ресурсе Донской государственной публичной библиотеки «Донские страницы».

Там же опубликована песня на слова Виктора Александрова «Змиёвская балка», детские воспоминания известного поэта Леонида Григорьяна, опубликованные в книге «Ростов под тенью свастики», упоминавшееся письмо Евгения Долматовского к своей матери, коренной ростовчанке, а страницы романа Павла Шестакова «Взрыв» описывают уже сам мемориал в Змиёвской балке. И, конечно же, на «Донских страницах» опубликовано стихотворение ростовского поэта и журналиста Эдуарда Григорьевича Барсукова «Змиёвка. Памяти Виля Акселя», давшее название выставке.

Поделиться:
Подбор литературы